Идёт загрузка, подождите...

samuraisintosamuraisinto  

оформление автора   без оформления

«  03 мая 2008, 22:53  »

 

ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС АКИО МОРИТА

Рейтинг: 0  
Смотри всю запись.В начале 50-х гг. один молодой японец по имени Акио Морита заказал в
ресторане германского Дюссельдорфа десерт. Официант принес украшенную
маленьким бумажным зонтиком вазочку с мороженым и доброжелательно
заметил: 'Это из вашей страны'. 'Все его знания о Японии
ограничивалось зонтиками', - с грустью констатировал клиент.

Через десяток лет о феноменальном взлёте японской экономики знал уже
весь мир. А одним из символов этого взлёта стала компания Sony,
создателем которой среди прочих был Акио Морита.

Акито Морита появился на свет в 1921 г. в богатой, преуспевающей семье
предпринимателя, занимавшегося самым что ни на есть традиционным для
Японии бизнесом - производством сакэ. Четырнадцать поколений предков
делали этот напиток, и как старший сын своего отца Акио должен был со
временем возглавить семейное дело. Но тут вмешались события, в корне
изменившие его судьбу.

Когда Морита завершал учёбу в университете Осаки, на Хиросиму упала
атомная бомба. Образованному молодому человеку стало ясно: техническое
отставание страны столь велико, что никакого иного пути, кроме
сближения с Западом и заимствования его технической культуры, быть не
может. Еще в детстве он влюбился в звукозаписывающую аппаратуру и
решил самостоятельно сконструировать магнитофон. Конечно, из этой
затеи ничего не вышло.

Несмотря на полученное впоследствии хорошее инженерное образование,
Морита сформировался не как изобретатель, а как бизнесмен, чему в
значительной степени способствовала практика, полученная еще в детстве
на отцовском предприятии. И все же именно магнитофон сыграл в его
жизни особую роль.

Будущая Sony начиналась в маленькой комнатке полуразрушенного
токийского универмага, где вокруг старинного друга Морита, Масару
Ибуки, сплотилось семь человек, проникшихся желанием начать хоть какой-
нибудь бизнес. Ибука с товарищами обратились к электротехнике, решив
изготовить электрическую рисоварку. Впоследствии продукция Sony всегда
отличалась высоким качеством звука и изображения. Но качественно
сварить рис основателям фирмы так ни разу и не удалось. Информацию о
работе фирмы Ибуки прочел Морита в газете. Он присоединился к Ибуке, а
заодно привел и часть отцовского капитала. Морита вновь решил взяться
за изготовление магнитофона.

Магнитофонная плёнка изготавливалась вручную. Морита лично нарезал
целлофан длинными полосками и покрывал его различными составами в
надежде получить нечто, подходящее для звукозаписи.

Для изготовления магнитного материала использовалась обычная
сковородка, на которой некое вещество прожаривали, помешивая
деревянной ложечкой. Для нанесения покрытия на плёнку использовались
кисточки, сделанные из мягкой щетины, добытой с брюшка енота.

Несмотря на всё это, в 1950 г. на свет появился первый магнитофон. Он
представлял собой здоровенный ящик весом в 35 кг и был абсолютно
никому не нужен.

НОВЫЙ МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД

И тогда Морита 'изобрёл' сегментирование рынка.

В огромной массе потенциальных потребителей стали искать тех, кто
действительно не мог бы обойтись без магнитофона. И тогда выяснилось,
что он необходим в судах, задыхающихся от недостатка стенографистов, в
школах, налаживающих обучение иностранным языкам, и в целом ряде
других мест. Дело пошло на лад, но всё же широкий сбыт магнитофонов
сдерживался их необъятными размерами.

За два года до появления магнитофона Ибуки и Мориты американцы
изобрели транзистор. Морита потребовалось целых шесть месяцев, чтобы
убедить японских бюрократов дать добро на перевод в США валюты,
необходимой для приобретения патента, который впоследствии перевернул
весь электротехнический бизнес.

КАК ВЫ ФИРМУ НАЗОВЕТЕ...

До 1953 г. компания имела название, о которое можно было сломать даже
японский язык: 'Токио цугин коге кабусики кайса'. Нужно было придумать
торговую марку, простую и понятную как для японца, так и для
американца с европейцем. За основу взяли латинское слово sonus - звук.
Урезали до sonny. Но поскольку в японском языке "сон-ни" означает
'потерять деньги', одну букву 'н' решили сократить. Так и получилось
таинственное слово, известное сегодня всем.

Более половины продукции стало экспортироваться, и в 1960 г. Морита
перебрался в Нью-Йорк, чтобы основать там дочернюю фирму. Он месяцами
жил в отеле, возвращался с работы далеко за полночь, и швейцар,
восхищавшийся выносливостью маленького японца, однажды спросил:
'Откуда у вас силы каждый вечер столько сидеть в этом клубе?'

С тех пор трудолюбие японцев стало легендой. В нем находят объяснение
японскому экономическому чуду. Но на самом деле все обстояло гораздо
сложнее.

JAPAN, INCORPORATED

Sony стала завоёвывать мир. Долгое время конкурентные преимущества
Японии основывались на дешёвой рабочей силе. Но в 50-60-х гг. ситуация
стала меняться. Крупные японские компании стали уделять большое
внимание качеству продукции. Контроль за качеством стал делом всего
трудового коллектива, включая последнего рабочего. Широкое
распространение получили кружки качества, объединившие работников,
регулярно собиравшихся вместе для того, чтобы найти возможность
улучшить выпускаемую продукцию. Во главу угла была поставлена система
пожизненного найма. Даже в годы кризиса отцы японской индустрии
предпочитали терять прибыли, но не сокращать работников. Те, в свою
очередь, платили за заботу ударным трудом. Все это отразилось и на
деятельности Sony, которая всё же больше ориентировалась на
технические достижения, нежели на трудовой энтузиазм.

ПОСЛЕДНИЙ ГЕЙМ

В 70-80-х гг. Морита неутомимо носился по всему миру, открывая все
новые филиалы и размещая то в одной, то в другой стране новые
предприятия. Как настоящий японский трудоголик, он всё делал в
пожарном ритме, и коллеги из нью-йоркского филиала как-то даже
подарили ему пожарную каску, намекая на это. Фактически всю свою жизнь
Морита стремился догнать тот западный образ жизни, который японцам его
поколения был в молодости недоступен. С юности он обожал гольф, в 55
лет начал играть в теннис, в 60 встал на горные лыжи, в 64 - на
водные. Жену он заставил уже в середине жизни выучить английский и
сесть за руль автомобиля. Детей отправил учиться за рубеж, чтобы они в
совершенстве знали иностранные языки.

Долгое время Морита был исполнительным вице-президентом Sony, но
фактически руководил маркетингом компании по всему миру, оставив
производство как таковое под контролем Ибуки. Однако в 1976 г., когда
Ибуки было уже под 70, Морита официально возглавил корпорацию.
Наверное, это было справедливо. Ведь для всего мирового бизнеса Sony
ассоциировалась именно с образом этого вездесущего японца.

Вернувшись в Нью-Йорк, он каждый четверг в 7 утра выходил на корт, где
играл с полной нагрузкой. Здесь его и постиг удар. Морита упал на
землю и больше не встал. Следующие пять лет он провел в инвалидном
кресле, разбитый параличом. Создатель одной из ведущих компаний
бытовой радиоэлектроники скончался в возрасте 78 лет. Для многих
японцев Акио Морита до самой смерти оставался мальчишкой, выскочкой и
нарушителем корпоративных традиций.
 
   

комментарии:(комментариев 0 / 0 новых / 0 от друзей)

свернуть   развернуть

только новые



Ваш комментарий:

»